Инклюзивное образование

Иклюзивное (франц. inclusifвключающий в себя, от лат. includeзаключаю, включаю) или включенное образованиетермин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Сегодня инклюзия рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы образования. Право на доступность качественного образования гарантировано российским законодательством всем обучающимся, независимо от индивидуальных возможностей, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей. При создании соответствующих новым требованиям форм и способов организации обучения, обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями, многие из них способны на равных с нормально развивающимися сверстниками полноценно участвовать в учебном процессе, приобретать социальные навыки и умения.

Среди комплекса условий, определяющих эффективность инклюзивного образования, особое место занимает поиск и апробация инновационных моделей организации совместного обучения, новых форм и способов организации обучения.

В нашем образовательном учреждении реализуется насколько форм получения образования обучающимися с ОВЗ. Выбор варианта включения в образовательный процесс зависит от степени возможностей и потребностей получения образования (цензовый, нецензовый уровни).

Формы получения образования учащимися с ОВЗ в КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»

Учебный год

Всего учащихся

Из них с ОВЗ

Постоянная полная инклюзия

Постоянная неполная интеграция

Ресурсный класс

Частичная интеграция

Эпизодическая интеграция

2013/2014

226

22

5

-

-

7

10

2014/2015

226

26

7

-

-

8

11

2015/2016

234

33

14

-

6

8

5

2016/2017

235

56

17

3

11

10

15

2017/2018

231

65

24

5

11

8

17

Решение о возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в интегрированной (инклюзивной) форме принимается Центральной (территориальной) психолого-медико-педагогической комиссией (ЦПМПК, ТПМПК) и содержится в заключении.

Основанием для рассмотрения на ПМПК вопроса о направлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья на обучение в интегрированной (инклюзивной) форме является заявление родителей (законных представителей).


НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ


Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов (методические рекомендации)