Информация об итогах

практико-ориентированного семинара

«Ребёнок с расстройствами аутистического спектра

в образовательном пространстве»

9 февраля 2018г. на базе Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» прошел практико-ориентированныйсеминар«Ребёнок с расстройствами аутистического спектра в образовательном пространстве».

Всего в работе семинара приняло участие 70 педагогов. Среди них представители Регионального Ресурсного центра образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития /БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»/, Департамента образования администрации г. Нижневартовска, руководители опорных образовательных центров Нижневартовского образовательного округа, Ассоциации опорных образовательных центров ХМАО – Югры, педагогические работники «Школ-спутников» (из 16 образовательных организаций г. Нижневартовск, Сургут, Ханты-Мансийск, Нягань, Пыть-Ях, Мегион, Радужный,пгт. Излучинск).

Работа семинара носила практическую направленность. До пленарного заседания участникам была предложена экскурсия по школе. Создание безбарьерной среды -одна из приоритетных задач в российской образовательной практике. И наша школа очень многое сделала в этом направлении. Условия, созданные в школе,отвечают всем современным требованиям и полностью удовлетворяют потребности обучающихся. Участникамисеминара была отмечена доступность, комфортность, а также особая атмосфера тепла и уюта, которая присутствует в стенах нашей школы.

Пленарнуючасть семинара предварило творческое приветствие детского коллектива школы. Среди участников концерта обучающиеся с РАС. Трогательные выступления юных артистов не оставили равнодушными зрителей.

Участие в концерте обучающихся с РАС – результат большого труда, который был проделан педагогами школы, а успешное выступление детей - подтверждение того, что этот труд стоит приложенных усилий. Каждый выход особого ребенка на сцену – преодоление себя и шаг навстречу в большой мир, который мы стараемся сделатьдля них открытым.

Сразу же после концерта началась работа пленарного заседания. На пленарном заседании были рассмотрены актуальные вопросы:

  • "Взаимодействия Регионального ресурсного центра СурГПУ Опорных образовательных центров по реализации Концепции комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в ХМАО – Югре» " / Богатая О.Ф., старший научный сотрудник Регионального Ресурсного центра образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития, БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»/
  • "Проектирования образовательного процесса с включением обучающихся с ОВЗ" / Лопаткина Н.В., директор КУ НОСШ/
  • "Системы комплексного сопровождения обучающихся с РАС", "Работы с родителями обучающихся первого дополнительного класса с РАС (Вариант 8.4)"/ Лапутько Л.В., заместитель директора по УВР КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ОВЗ»/
  • "Реализация индивидуального маршрута сопровождения обучающихся с РАС в образовательном пространстве школы в условиях реализации ФГОС"/ Полякова Е.С., учитель-логопед Григорьева С.В.В., педагог-психолог КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой»/.

Во время перерыва участники семинара имели возможность познакомиться с выставочными экспозициями, подготовленными как педагогами нашей школы, так и БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет".

Опыт нашего образовательного учреждения на выставке был представлен адаптированными учебно-методическими пособиями, дидактическими материалами, используемыми в работе с учащимися с РАС педагогами школы.

Коллеги из БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет" предоставили на выставку рукодельные тактильные книги.

Продуктивной была работа мастер – классов. Всего на семинаре работало 3 секции.

Каждая из секций представляла практический опыт работы педагогов нашего учреждения с обучающимися с РАС:

1 секция

  • «Применение педагогических технологий в инклюзивном классе на уроке «Окружающий мир»/ Ганиева Неля Шамилевна, учитель инклюзивного класса /
  • «Использование жетонной системы поощрения»/ Белоусова Елена Валерьевна, учитель индивидуального обучения/
  • «Особенности организации тьюторского сопровождения» / Белова Альфия Рамильевна, тьютор /

2 секция

  • «Адаптация и модификация учебного материала при обучении детей с РАС»/ Зотова Ирина Николаевна, учитель ресурсного класса /
  • «Адаптация учебных заданий по математике для учащихся с расстройствами аутистического спектра»/ Зобова Лариса Геннадьевна, учительиндивидуального обучения/
  • «Принципы и подходы к составлению индивидуального расписания учащегося с РАС» /Матыгулина Наталья Валерьевна, учитель ресурсного класса/

3 секция

  • «Визуальная поддержка как обязательное условие организации образовательного процесса детей с РАС»/ Гайдушенко Наталья Егоровна, учитель-дефектолог /
  • «Создание социальных историй при работе с учащимися с РАС»/ Салаватова Наталья Юрьевна, педагог-психолог /
  • «Применение визуальных опор на уроках СБО в общеобразовательной школе»/ Марущенко Ирина Ильинична, учитель-логопед Юрченко Юлия Витальевна, педагог-психолог/

Педагоги школы обобщили свой опыт работы в общеобразовательном и ресурсном классах, поделились технологиями и приемами, которые используют в работе с детьми с РАС, рассказали об адаптации учебного материала. Участники семинара смогли задать волнующие их вопросы по теме семинара и получить исчерпывающие ответы, подкрепленные примерами из достаточно большой практики наших педагогов.

Заключительным этапом семинара было проведение круглого стола. На нем были подведены итоги работы семинара, а также проведено обсуждение проекта «Создание и внедрение модели обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».В обсуждении принимали участиеруководители опорных образовательных центров Нижневартовского образовательного округа, Ассоциации опорных образовательных центров ХМАО – Югры.В ходе работы круглого стола прошла презентация модели по разработке адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с РАС и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, созданная коллективом КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа».

Участники семинара высоко оценили подготовку и уровень проведенного мероприятия. Рефлексия показала удовлетворенность участников, которые оставили положительные отзывы и отметили практическую значимость, актуальность и необходимость мероприятий такого уровня.